Все о шлифах
Виды шлифов. Их применение, использование, эксплуатация. Полезные и важные рекомендации.
Стеклянные шлифы позволяют сделать соединения сборно-разборными. Шлифы выпускают:
• нормальные, конусные взаимозаменяемые (стандартизированные);
• специализированные, с индивидуальной шлифовкой, замене не подлежащие (обычно такие шлифы устанавливают у кранов);
• прозрачные конусные шлифы;
• сферические нормальные шлифы;
• плоские шлифы.
► Нормальные конусные шлифы
Наиболее часто применяются нормальные конусные шлифы. Они выпускаются в соответствии с международными стандартами и, к примеру, колба-реактор от Симакса с пришлифованной горловиной отлично подойдет к холодильнику с нижним керном, российского или немецкого производства. Для соединения деталей с разными горловинами выпускают большой ассортимент переходных приспособлений: керны, муфты, алонжи, изгибы, насадки, переходы, адаптеры, соединители, пробки с отводом, насадки, каплеуловители и пр.
► Как подогнать шлифы друг к другу
Недостатком конусных шлифов является их возможное заклинивание. Чтобы этого избежать, применяют специальные смазки и тщательную подгонку шлифов. Качество шлифованного соединения определяют по тому, есть или нет покачивание керна в муфте, а также по тому, легко ли проворачивается керн в муфте. Покачивания быть не должно, а проворачивание должно быть легким.
Если керн и муфта недостаточно хорошо подходят друг к другу, то это можно исправить или в мастерской на специализированном станке, или прямо в лаборатории, вручную. Для ручной подгонки на влажный шлиф наносят абразив (порошок, паста ГОИ) и проворачивают керн в муфте в разные стороны; по мере надобности абразив добавляют. Обычно, чтобы получить тщательно подогнанный шлиф, хватает 10-30 минут. Ручная подгонка занимает не так много времени и избавляет от многих проблем использования некачественных шлифов. Плохо подогнанные шлифы часто клинят и ломаются при попытке их разобрать. Увеличение количества смазки редко решает проблему, т.к. смазка быстро вымывается из зазоров или вытекает при нагревании. К тому же она может загрязнить реактивы или затвердеть под их действием.
► Прозрачные конусные шлифы:
В тех случаях, когда использование какой-либо смазки нежелательно, используют прозрачные шлифы. Их типоразмеры соответствуют обычным матовым, но их поверхности совершенно ровные, поэтому шлиф и выглядит прозрачным. Гладкие поверхности прилегают друг к другу гораздо плотнее, чем у обычных матовых шлифов, поэтому для герметичного соединения смазка не нужна. Однако такие шлифы подгонке в лабораторных условиях не подлежат, поэтому определяющим для прозрачных шлифов является их заводское качество.
► Сферические нормальные шлифы:
Сферические шлифы состоят из чашки и вставляемого в них шара, который закрепляется специальными зажимами. Шлифы этого вида сложнее в изготовлении и эксплуатации, поэтому применяются редко, только в специализированных приборах, например, в ротационных испарителях, в которых подвижные соединения подвергаются нагрузке на изгиб.
► Плоские шлифы:
Плоские шлифы применяют при соединении больших деталей, например, основания и крышки эксикатора, реактора и его крышки, колпаков и подставки и т.п. Если нужно, шлифы можно смазывать и/или укреплять струбцинами с мягкими прокладками.
.jpg)